+7-495-
Обратный звонок
г. Москва,  проспект
дом  корпус, 
 Бессрочная Лицензия от 03.03.2011 Серия ААА № 000850 Регистрационный № 0838. Свидетельство о государственной аккредитации от 13.09.2012 Серия 90А01 № 0000209 Регистрационный № 0207.

История

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА:

СТАНОВЛЕНИЕ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ 

ПРЕДТЕЧА

Московский институт предпринимательства и права, как негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, является ровесником Российской Федерации, как правопреемницы Советского Союза. НОУ ВПО МИПП» - один из первых негосударственных вузов России, созданный в ноябре 1991 года.

Когда заканчивала свое существование великая и могучая держава, разгромившая германский нацизм и фашизм в годы Второй мировой войны, возникло много сложных социальных, экономических и политических проблем, которые оказали глобальное влияние и на образовательную систему. Когда распадался Советский Союз, появились альтернативные формы получения образования.

Кризисное состояние российской экономики, а также низкий уровень социального обеспечения граждан активизировали процесс резкого сокращения бюджетного финансирования высшего образования. Заметно ухудшилось состояние материально-технической базы государственных вузов, еще больше была урезана и до того низкая оплата профессорско-преподавательского труда. Последствием этого упадка явился отток с высшей школы высококвалифицированных педагогических кадров. Часть из них, чтобы не потерять квалификацию и прокормить семью, перешла в систему интенсивно развивающегося негосударственного образования.

Проблема создания в стране гибкой методологии и практики финансирования высшей школы приобрела острейшую актуальность. В этих условиях новейшей истории России негосударственные вузы, предоставив рабочие места профессорско-преподавательскому составу государственных высших учебных заведений, по существу, спасли от тотального развала отечественное образование.

Укоренившийся в нашем лексиконе термин «негосударственное образование», который стал активно употребляться в начале 90-х годов прошлого столетия, – это давно забытое старое изречение. Попытка утверждать, что негосударственное образование возникло с распадом Союза Советских Социалистических Республик, произошедшего в декабре 1991 года, является несостоятельной и глубоко ошибочной.

В дореволюционной (1917 г.) России негосударственный сектор высшего образования был достаточно развит и гармонично сосуществовал с государственным. Частные и общественные учебные заведения охватывали все уровни образования: от детских садов до университетов. Их значение в развитии педагогики, науки, культуры и общественной мысли нашего Отечества крайне велико и еще пока, к сожалению, недостаточно оценено. Весьма символично и примечательно, что высшее экономическое образование в нашей стране появилось именно как негосударственное. В 1907 г. был создан Московский коммерческий институт, на базе которого сейчас действует Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова.

К указанному времени в стране действовало более 120 вузов, из них 65 государственных и 59 общественных и частных. По существовавшей в то время терминологии, последние назывались – «неправительственными» или «вольными». На их базе в императорской, а затем в Советской России, а в последующем – в Союзе Советских Социалистических Республик, была создана сеть высших учебных заведений, получивших статус государственных, которые и ныне выпускают из своих стен дипломированных специалистов, как для Российской Федерации, так и многих зарубежных стран. Уместно перечислить некоторые из них.

Это и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, и Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, и Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена, и Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, и Московский государственный открытый университет, и Московский государственный педагогический институт, и Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова, и Второй Московский государственный медицинский институт, и Российский государственный медицинский университет, и Российский государственный гуманитарный университет, а также многие другие.

Примечательно, что ряд негосударственных вузов в ходе процесса оптимизации органично вошли в состав государственных высших учебных заведений. Так, Московский археологический институт, созданный в 1907 г., спустя 15 лет трансформировался в структуру в Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Лазаревский институт восточных языков (образован в 1815 г.) в 1927 году вошел в состав Московского государственного института востоковедения. В связи с переходом в 1954 г. кафедры индийских языков и кафедры языков стран Ближнего и Среднего Востока в состав Московского государственного института международных отношений, МГИВЯ был закрыт.

Негосударственные учебные заведения той поры от государственных отличались источниками финансирования – это были средства частных лиц (меценатов) и общественных организаций. Их взаимоотношения с государственной властью, носившие корректный характер, определялись уставом. Неправительственные учебные заведения состояли в ведении тех или иных министерств, однако право последних вмешиваться во внутреннюю жизнь учебных заведений носило ограниченный характер. Соответствующие ведомства имели право приостановить деятельность негосударственного учебного заведения или закрыть его, что реализовывалось в крайних случаях, обычно в связи с активной революционной деятельностью их в стенах. Министерства могли вносить замечания и пожелания, носивших, как правило, рекомендательный характер, к корректировкам в работе учебных заведений.

Таким образом, основным отличием негосударственного сектора высшей школы являлась относительная степень свободы в осуществлении учебной, научной и общественно-просветительской деятельности.

Неправительственные учебные заведения являлись органичным компонентом российской культуры конца XIX - начала XX вв. Они сыграли важную роль в подготовке кадров в области права, экономики и предпринимательства, в развитии отечественной педагогики, науки и культуры, общественного движения.

Организационный, педагогический и научный опыт аналогичных заведений, существовавших в Российской империи до 1917 г., к сожалению, не востребован. Изучение истории образования, структуры, содержания обучения, управления частных и общественных учебных заведений дореволюционной России представляется весьма важным. Выводы и уроки из практики деятельности негосударственных образовательных учреждений и его применение в современных условиях, являются необходимым условием их дальнейшего развития.

За свою почти четверть вековую историю Московский институт предпринимательства и права зарекомендовал себя, как современная кузница кадров в области экономики, предпринимательства и права.

Почему был избрано именно такой профиль подготовки кадров?

Ответ довольно простой.

Государство переходило на новые принципы хозяйствования. Социалистический механизм управления экономикой в ходе социальной революции активно разрушался, страна становилась на рельсы капиталистических и рыночных методов управления. В этих условиях российскому обществу требовались экономисты, менеджеры, предприниматели, а также юристы с новым уровнем знаний, которых не давала советская высшая школа. Следовательно, вектор деятельности вуза был выбран весьма удачно.

Негосударственное образование, которое начал реализовывать в своих стенах МИПП, как ни парадоксально это звучит, фактически было государственным. Московский институт предпринимательства и права стал учить своих студентов по государственным стандартам, по всем законам и правилам, которые написаны под государственные вузы. Институт подвергался многократным процедурам лицензирования, аттестации и аккредитации. Следовательно, государство в лице своих уполномоченных органов брало на себя ответственность за качество образования, которое давал МИПП, регламентируемых государственными эталонами.

Московский институт предпринимательства и права за время своего существования российскому обществу, а также гражданам многих государств доказал, что образование, которое он давал и дает - это и качественно и, что не менее важно, престижное.